Вы обратились за помощью к психотерапевту, но вам кажется, что он неважный специалист. Но плох ли он на самом деле или именно для вас, с вашей точки зрения? О том, по каким критериям можно оценивать его работу, рассказывает психотерапевт Елена Т. Соколова.

«Постараемся сразу избежать возможных недоразумений. Если вам не нравится психотерапевт, значит ли это, что он действительно плохой специалист? Все не так просто. Ведь отношения между терапевтом и его пациентом чрезвычайно субъективны: одному из нас может не нравиться, что терапевт все время молчит, а другому, наоборот, его вопросы и высказывания покажутся бесцеремонными. Мы уверены, что хороший терапевт – это прежде всего человек, с которым мы почувствуем себя комфортно, кто и поддержит, и поймет, и предложит наилучшие пути разрешения всех наших трудностей и бед. Однако, если такое чувство не возникает, это еще не значит, что мы встретились с плохим специалистом. К сожалению, обмануться мы рискуем не меньше и в том случае, если кажется, что наш терапевт – самый лучший и компетентный. Ведь в поисках идеала мы попадаем во власть иллюзий, навеянных бессознательной памятью о ранних детских очарованиях и разочарованиях в отношениях с родителями. И невольно переносим их на терапевта, а потому просто не можем видеть его объективно.

Иногда заявления о «никчемности» терапевта могут быть лишь удобным предлогом для того, чтобы оправдать свой отказ от психотерапии. Ведь, ощущая потребность открыться кому-то, разделить свои чувства и фантазии, мы нередко испытываем волнение и тревогу. Мы можем отдавать себе отчет в том, что нуждаемся в помощи специалиста, однако будем бессознательно уклоняться от пересмотра форм поведения или отношений, которые хоть и заставляют нас страдать, но в силу привычки кажутся нам более безопасными, нежели неопределенность нового. Так возникает психологическое сопротивление. Находящийся в его власти человек готов объявить всех специалистов плохими – лишь для того, чтобы не подвергаться столь неприятной, а часто и болезненной процедуре.

читать дальше